Пищевой дисбаланс: методы и способы выживания украинского пищепрома в условиях экономического кризиса Друк

Впервые за несколько лет отечественная пищевая промышленность значительно затормозила свой рост. В 2013 году производство продуктов питания и напитков в целом по стране снизилось на 7,7%, отдельные отрасли продемонстрировали еще более серьезный спад. Замедление роста доходов населения Украины привело к заметному снижению расходов практически на все ключевые группы продтоваров. Как отмечает директор аналитического департамента Pro-Consulting Александр Соколов, для развития бизнеса и достижения экономических и финансовых показателей всем отраслям пищепрома необходим здоровый экономический климат в стране. При отсутствии стабильных объемов потребления и регулярных перебоях с доступным финансированием каждый производитель вынужден выкручиваться как может.

Подробнее о методах и способах выживания в условиях нового экономического кризиса согласились рассказать руководители и собственники компаний, не первый год работающие на продовольственном рынке.
Совсем несладко
В текущем сезоне сахароварения (сентябрь 2013-го — август 2014 года) Украина произвела почти в два раза меньше свекловичного сахара (1,2 млн т), чем в предыдущем. Резкое снижение производства сахара (свеклу перерабатывали 38 предприятий, тогда как годом ранее — 63 завода) поспособствовало укрупнению и консолидации отрасли. В частности, агропромышленный холдинг «Астарта», невзирая на почти 30%-ное уменьшение производства сахара, сумел занять четверть всего рынка по объему выпуска этой продукции в Украине. Председатель правления «Укрцукор» Николай Ярчук не исключает, что сахарные заводы, которые не найдут новых владельцев, в текущем году, скорее всего, придется списать на металлолом.

Кондитерские компании тоже пребывают в недоумении относительно своего дальнейшего будущего. Этот рынок продолжает лихорадить с середины 2013-го (именно тогда был запрещен экспорт кондитерских изделий корпорации «Рошен»). С 6 февраля текущего года меры по ограничению ввоза на свою территорию Российская Федерация приняла и для продукции торговых марок «Конти» и «АВК». Каким образом производители намерены компенсировать убытки от падения экспорта, в пресс-службах пока не говорят. При этом на большинстве кондфабрик две трети персонала уже предупредили о грядущих сокращениях.

Генеральный директор компании на новых рынках Восточной Европы и Центральной Азии «Монделис Украина» (бывшая «Крафт Фудз Украина») Юрий Голяныч отмечает, что в текущем году продажи на новых рынках будут генерировать примерно треть общей выручки их компании. «Оборот на рынках Беларуси, Казахстана, Грузии, Армении, Азербайджана, Молдовы, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана растут двузначными темпами, в отличие от украинского. Но пока мы не видим необходимости развивать отдельные производственные площадки в этих странах, поэтому экспортируем туда продукцию, произведенную на наших фабриках в Украине», — поясняет он.

«Ерш» теряет градусы

Борцы с алкоголизмом могут праздновать свою победу: объемы производства у пивоваренных и водочных компаний стремительно сокращаются. За прошлый год производство пива в Украине уменьшилось на 8% по сравнению с 2012-м. Фактически отрасль скатилась к показателям 2006 года. В среднем в 2013-м мощности пивзаводов были загружены на 60%, на протяжении последних четырех месяцев — всего на 40%.

Из-за резкого роста акцизов и низкой покупательной способности населения крупнейшие производители пива в Украине «Сан ИнБев» и «Карлсберг» остановили каждый по два завода из трех имеющихся у каждого. Простаивающие предприятия пока не консервируют, но сотрудники отправлены в безоплатные отпуска.

Производство отдельных видов продовольственных товаров в Украине за 2013 год





В отличие от алкоголя или табака, в тень эта отрасль не может уйти физически. Эксперты опасаются, чтобы в Украине не повторился российский сценарий, где из-за непродуманной акцизной политики закрылось восемь пивзаводов.

Большие надежды возлагают на весенне-летний сезон, правда, с оговоркой, что сражаться в нынешнем году с конкурентами за рыночные доли придется не в высоком и даже не в среднем ценовом сегменте. Основные «бои» за пьющего потребителя будут разгораться в самом дешевом классе — пиве. Так компании хотя бы за счет реализуемых объемов попытаются покрыть недостающую маржу на единице продукции.

Затяжное падение производства (-17% к 2012 году) переживают и водочники. Они не скрывают, что учатся зарабатывать основную прибыль за пределами Украины. По словам генерального директора международного алкогольного холдинга Global Spirits Сергея Величко, в 2014 году продолжится наращивание мощностей на территории Российской Федерации (компании принадлежит завод «Русский Север»).

Локализовать производство в России недавно решилась «Баядера». К этому намерению компанию подтолкнуло не только желание сэкономить на логистике, но и возможность диверсифицировать риски работы, связанные с нестабильностью политических отношений между двумя странами.

Global Spirits также намерен активно продвигать свою продукцию на рынке США. «Недавно мы запустили контрактное производство под ТМ Leaf. Соответственно, сейчас стоит первоочередная задача — расширение дистрибьюции, географии и присутствия нашей продукции в торговых точках разных штатов», — уточняет Сергей Величко.

Бакалейщики ищут ниши

Отголоски кризисных явлений в пищепроме присутствуют даже в экспортно ориентированных направлениях. Один из крупнейших производителей подсолнечного масла — группа компаний «Креатив» — планирует основные усилия направить не на развитие, а на удержание завоеванных ранее позиций.

«Стратегия поменялась: мы становимся более консервативными и очень рационально смотрим на использование капитала под новые проекты. Развиваться будем за счет реинвестирования чистой прибыли. От серьезных планов по привлечению акционерного капитала пришлось пока отказаться», — подчеркивает председатель правления группы Юрий Давыдов. Задача на ближайшую перспективу — в максимальном снижении долговой нагрузки за счет стабилизации финансовых показателей, в частности, в повышении эффективности закупки сырья по более выгодным ценам. Особое внимание будет уделено оптимизации затрат, росту выручки и совершенствованию бизнес-процессов.

Рыночный лидер другой бакалейной группы товаров (по соусам и плодоовощной консервации) тоже готовится по максимуму снижать свои затраты и оптимизировать производство. «Существенное ужесточение внешних конкурентных условий стало для нас серьезным катализатором к изменению своих внутренних процессов, — говорит гендиректор группы компаний «Верес» Андрей Родионцев. — Будем сокращать использование ручного труда, увеличивая долю автоматизации и механизации наших производств, улучшать энергоэффективность».

Есть у руководства компании и необычные идеи, как получить дополнительный прирост на падающем рынке. Помогут так называемые ниши голубого океана — категории продуктов, неизвестные ранее украинским потребителям.

Сегодня в Украине готовые к употреблению продукты представлены либо замороженными овощами, либо мясными полуфабрикатами. «Мы хотим «разбавить» этот скудный ассортимент с помощью новинок. Среди них готовые к употреблению первые и вторые блюда на основе овощей, овощные паштеты и полезные закуски из овощей», — перечисляет Андрей Родионцев. Базовая цель компании на текущий год — конкуренция с сегментом КаБаРе (кафе, бары, рестораны).

Молочной отрасли помогут дети

Несмотря на небольшой прирост в молочной отрасли — на 4–5% за год и стагнацию в сыроваренной (минус 1,5%), проблемы у промышленных переработчиков практически одинаковы. Подорожание молока-сырья тянет вверх и себестоимость готовой продукции. Баланс между этими составляющими компании ищут по-разному. Как рассказал экс-директор компании «Данон Украина» Дарио Маркетти, вектор развития на внутреннем рынке сместится с социальных проектов для индивидуальных заготовителей молока на налаживание партнерских связей со средними и крупными товаропроизводителями. А львиная доля инвестиций (EUR15–20 млн на 2014 год) пойдет на улучшение качества молока-сырья, поступающего на переработку.
Сахарные заводы, которые не найдут новых владельцев, в нынешнем году придется списать на металлолом

Как утверждает Сергей Калиберов, председатель правления директоров группы компаний «Молочный альянс» (одного из крупнейших сыроваров), тенденции, характеризующие украинский молочный рынок (рост стоимости молочного сырья и стабильное падение потребления сыра на внутреннем рынке), не способствуют ни приобретению новых производственных активов, ни дальнейшему наращиванию мощностей.

Подтверждением того, что кризис переживут не все, также служит факт последствий последних сделок на рынке M&A. Так, новый акционер Каневского маслосырзавода (Черкасская обл.) «Западная молочная группа», которую связывают с Игорем Еремеевым, принял решение ликвидировать предприятие. Еще одно региональное предприятие — Троицкий маслосырзавод (Луганская обл.) недавно признали банкротом.

Единственное, на чем рассчитывают и в будущем зарабатывать крупнейшие молочники и сыровары, — детское питание. В течение последних нескольких лет в этот сегмент вошли самые большие компании («Данон Украина», «Вимм-Билль-Данн Украина», «Молочный альянс»). Рентабельность сырной, молочной и соковой продукции для детей на порядок выше, чем у обычной кисломолочной группы или твердых сыров. А рынок потребления, благодаря беби-буму и нежеланию украинцев экономить на своих детях, увеличивается рекордными темпами — на 60–75% в год.

Биотопливо для свиней

Интерес к производству свинины со стороны ведущих агрохолдингов ведет к трансформации этого бизнеса и неминуемому ценовому демпингу. И хотя рентабельность свиноводческого бизнеса в Украине сейчас очень низкая (многие хозяйства реализуют мясо практически по цене его себестоимости), «Креатив» не собирается отказываться от данного бизнеса. Юрий Давыдов считает, что залог успеха – в правильной технологии откорма (три-четыре месяца, а не шесть-семь, как это случается в других хозяйствах), хороших комбикормах и качественном ветнадзоре.

Действительно, из-за высокой себестоимости выращивания свиней: EUR1–1,1 за 1 кг живого веса (в Европе) против EUR1,4–1,6 за 1 кг (в Украине) всего лишь 10% отечественных свинокомплексов являются рентабельными.

Логична цель наиболее дальновидных производителей максимально сократить издержки. Это можно сделать, например, превратив в прибыль непосредственные отходы производства. Так и поступит компания «Даноша», получившая недавно кредит от ЕБРР в EUR35 млн на строительство двух новых биогазовых установок на 15 тыс. МВт/год электроэнергии и тепла.

Об альтернативном способе повышения эффективности задумались и в KSG Agro. По словам гендиректора агрохолдинга Сергея Мазина, развитие энергосберегающей программы включает в себя выращивание и переработку в качестве биомассы мискантуса (многолетнего растения с энергетической составляющей около 18 МДж/т). «Закладка такой плантации на 300 га позволит нам получить около 70 тыс. т биомассы в год. Используя мискантус для производства тепла, мы сможем оставлять на полях солому как органическое удобрение», — объясняет он.

Кстати, в KSG Agro готовы помочь с наращиванием поголовья конкурентам, которые часто вынуждены импортировать молодняк. Компания поменяет структуру реализации — с 2014 года около 50% свиней будут продавать в весе 25–30 кг для дальнейшего выращивания на базе других производителей.

Когда все сегодняшнее молодое поголовье подрастет, его придется кому-то продавать. С нынешней покупательной способностью внутренний рынок такое количество свинины не осилит: сейчас производители усиленно изучают возможности экспорта мяса в страны Азии.