Банер
ЗАКОН О ДОСТУПЕ К ПУБЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ: ОТ "А" ДО ПЕРСОНАЛЬНОГО "Я" Друк

Уже через три месяца общественность при желании сможет вывернуть наизнанку все «нижнее белье» чиновнику, начиная от наинизшего ранга до Президента. Было бы желание у народа воспользоваться предоставленной возможностью…
Прогрессивность принятого Верховной Радой и уже подписанного Президентом закона «О доступе к публичной информации» признана не только в Украине, но и в Европе. Этот документ способен поставить не только «потерявших страх» чиновников на полагающееся им место, но и приподнять самосознание гражданского общества. В этом, по крайней мере, уверены как авторы закона, так и большинство экспертов.

Сколько будет стоить всенародное любопытство? 
Закон «О доступе к публичной информации» вступит в силу аккурат ко Дню Победы. За это время практически во всех структурах и органах государственной и местной власти должны появиться должностные лица, отвечающие за « обеспечение права на доступ» к той самой информации, которой так не желал делиться чиновник с согражданами.

Согласно закону, государство, прежде всего, обязуется некоторые документы «систематически и оперативно обнародовать» в официальных печатных изданиях, на официальных сайтах в сети Интернет или на специальных информационных стендах. Любую другую информацию, которая не считается конфиденциальной и секретной, чиновник обязан предоставить по информационному запросу в 5-дневный срок (в экстренных случаях – в течение 48-ми часов). 

Уместно вспомнить о введении новой терминологии и понятий, которые облегчат всем нам путь к истине. В ходе обсуждения законопроекта велись жаркие дебаты о том, как быстро должна предоставляться информация. В принципе, формально и журналисты, и обычные граждане, согласно Закону «Об информации» в порядке «обращения граждан» могли итак в 30-дневный срок получить от чиновника ответ по интересующему вопросу. Как правило, на запрос нам отвечали отпиской, не несущей зачастую никакой полезной информации. Теперь чиновнику не стоит «напрягаться» на составление отписки. Фактически ответом на информационный запрос должна стать копия документа по интересующему вопросу.

Информация по запросу предоставляется гражданам бесплатно, если скопированные документы не превышают объем в 10 страниц. Более объемные копии придется оплатить. Фактически расходы на копирование и печать устанавливает «распорядитель информации». Однако цена не должна превышать установленных Кабмином норм. Если же запрос касается личной информации запрашиваемого лица или представляющей общественный интерес, то плата за копирование и печать документов не взимается.

Рамки публичности

Документ предусматривает, что любая информация, которой владеет чиновник, должна быть доступной для общества. Однако это не касается секретной, конфиденциальной и служебной информации. Основными достижениями данного закона народный депутат Елена Бондаренко , один из авторов документа, называет:


- кратчайшие пятидневные сроки обязательного ответа чиновника на запрос;

- значительное упрощение аккредитации журналистов;

- принуждение органов власти к обязательному обнародованию всех своих официальных решений;

- защита персональных (конфиденциальных) данных;

- уравнивание в правах зарубежных журналистов с отечественными;

- запрет классифицировать информацию о расходовании бюджетных денег как секретную и многое другое.

Среди прогрессивных новшеств, появившихся в новом законе, директор Института медиа права Тарас Шевченко отмечает увеличение ряда категорий организаций, к которым можно обращаться с информационными запросами. Теперь это касается не только органов власти, но и органов местного самоуправления, а также частных структур, получающих бюджетные средства.

- Если частное учреждение или фирма получает бюджетные средства, в пределах этих средств они обязаны отвечать на информационные запросы, - гарантирует эксперт.

А вот политологу Полине Платоновой для «полноты удовлетворения» не хватает уверенности в том, что этот замечательный закон будет-таки работать в Украине. Она уверена в том, что это очередная попытка государства пустить пыль в глаза международной общественности.

- Мне кажется, что журналистам придется и дальше собирать информацию по крупицам, по случайным оговоркам, по сливам оппонентов друг на друга, - говорит политолог. – Если оценить нынешнюю деятельность СМИ и органов власти, то в Украине они и без того регулируется целым набором очень хороших законов. В них предусмотрена ответственность, даже уголовная, за препятствование журналисту в выполнении им профессиональных обязанностей. А нападение на сотрудника СМИ приравнивается к нападению на сотрудника внутренних дел и там очень серьезные сроки предусмотрены. Однако за подобные преступления в Украине до сих пор никто не наказан даже условно. То же самое и с информацией. Есть правила по ответам на запрос, есть сроки ответов, есть все нормы, но власти их не выполняют. Запросы легко игнорировать, ответственности никакой. Это очередной реверанс власти в сторону Европы. Там любят такие вещи и на фоне серьезных сигналов украинской власти это должно смягчить общий фон. Суровость наших законов будет компенсирована… необязательностью их выполнения…

Что грозит чиновнику за невыполнение закона?

Председатель Общественного комитета национальной безопасности Анатолий Толкачёв уверен, что без адекватной судебной системы вынудить чиновника выполнять закон не представляется возможным.

- Во времена Кучмы ответ на запросы обычно приходил в течение месяца, - вспоминает общественный активист. - При Ющенко - не стоило и писать, ответа всё равно не дождешься. Можно ли будет при Януковиче получить от чиновников в течение пяти дней адекватный ответ? Вряд ли, - сомневается Толкачев.

А вот представитель Президента в парламенте Юрий Мирошниченко механизмы ответственности чиновника за ограничение доступа к публичной информации считает вполне адекватными вызовам времени. Ответственность законодатель выписал трехуровневую!

- П ервый уровень предполагает дисциплинарную ответственность, - поясняет народный депутат. - Она будет применяться в пределах того ведомства или учреждения, в котором работает чиновник. Второй уровень предусматривает административную ответственность в виде штрафа на сумму до 50 необлагаемых прожиточных минимумов граждан. А третий уровень ответственности наступает, когда непредоставление информации чиновника связано с коррупционными действиями, то есть с попыткой скрыть какие-то незаконные сделки. Тогда будет предусматриваться уголовная ответственность. Это может быть как заключение, так и конфискация имущества или ограничение права заниматься той или иной деятельностью в органах власти.

Что даст новый закон гражданам?

Естественно, грозным оружием в противостоянии с чиновниками этот закон станет лишь в том случае, если общественность все же воспользуется своим правом на доступ к публичной информации. По сути ведь народ может узнать не только сколько тратит каждый народный депутат на телефонные переговоры, полеты по стране и за рубеж, но даже то, во сколько обходятся народу услуги парикмахера или массажиста, обслуживающих Президента. Далее - открытый доступ к финансовой деятельности энергопоставляющих компаний фактически упредит манипулирование понятием «экономически обоснованные тарифы». Ведь станет известно, сколько чиновники тратят на свои корпоративные вечеринки, покупку автомобилей, списывают на аварийные ситуации и прочее.

Немало вопросов, судя по общественному резонансу, будет подниматься и на местном уровне, особенно в ходе подготовки к новым выборам. В каждой громаде найдется своя конструктивная оппозиция, которая попытается просветить население о том, куда тратится собранный налог на землю, эффективно ли «закатываются деньги в асфальт», какие прибыли имеют перевозчики, за сколько и кому продается земля в пределах населенных пунктов и т.д. и т.п.

- Этот закон должен серьезно изменить сознание людей, - уверена директор Института массовой информации Виктория Сюмар . – Главное, чтобы народ освоил этот новый инструмент…

 

 

Додати коментар


Захисний код
Оновити

 

Your are currently browsing this site with Internet Explorer 6 (IE6).

Your current web browser must be updated to version 7 of Internet Explorer (IE7) to take advantage of all of template's capabilities.

Why should I upgrade to Internet Explorer 7? Microsoft has redesigned Internet Explorer from the ground up, with better security, new capabilities, and a whole new interface. Many changes resulted from the feedback of millions of users who tested prerelease versions of the new browser. The most compelling reason to upgrade is the improved security. The Internet of today is not the Internet of five years ago. There are dangers that simply didn't exist back in 2001, when Internet Explorer 6 was released to the world. Internet Explorer 7 makes surfing the web fundamentally safer by offering greater protection against viruses, spyware, and other online risks.

Get free downloads for Internet Explorer 7, including recommended updates as they become available. To download Internet Explorer 7 in the language of your choice, please visit the Internet Explorer 7 worldwide page.