Банер
Олигархический вектор: было ли экономическое обоснование разворота Украины в сторону Таможенного союза Друк

Согласно данным Государственной службы статистики Украины, объемы торговли Украины со странами Таможенного союза (ТС) и странами ЕС примерно одинаковы. Так, по итогам января–сентября прошлого года доля ТС в общем объеме экспорта из Украины составила 31,7%, а импорта — 35,4%. За этот же период доля ЕС в общем объеме отечественного экспорта достигла 26,6%, а импорта — 36,7%. При этом объемы торговли с ТС сократились: экспорт — на 1%, а импорт — на 5,7%. Объемы же торговли с ЕС, наоборот, выросли: экспорт — на 4,2%, а импорт — на 4,8%.

«В страны ТС Украина экспортирует гораздо большее количество продукции с высокой добавочной стоимостью, чем в ЕС. Так, в первом полугодии минувшего года более 50% всего объема экспорта в ТС состояли примерно из равных долей таких групп товаров, как черные металлы и изделия из них; котлы, машины, железнодорожные локомотивы, ядерные реакторы; продукция пищевой промышленности и АПК. При этом более 50% всего объема импорта из ТС составляли углеводороды, преимущественно российский природный газ. В то же время 50% общего объема экспорта в ЕС состояли из продукции АПК и пищевой промышленности (где две трети приходится на зерновые), а также железорудного сырья и, в гораздо меньшей степени, черных металлов. Из ЕС Украина импортирует примерно в равных объемах очень широкий спектр товаров, многие из которых производит сама, в частности наземный транспорт; котлы, машины, ядерные реакторы; электрические машины; фармацевтическую и пищевую продукцию и т. д.», — рассказывает директор по развитию АК Kreston GCG Андрей Попов.

Как отмечают в Госстате, тенденция к сокращению объемов экспорта отечественных товаров в Россию наметилась во втором квартале 2012-го и сохранялась вплоть до конца прошлого года. Так, с апреля 2012-го и до сентября 2013 года объем поставок украинских товаров на российский рынок уменьшался в среднем на 14,6% за квартал, а в целом объем реализации снизился на $4,2 млрд. При этом в июле–сентябре минувшего года — в период таможенной войны России с Украиной — объем экспорта сократился на 13,1%, или на $576 млн. «В случае если бы Россия развязала полномасштабную торговую войну с Украиной, в первую очередь под удар попали бы крупнейшие отечественные экспортно-ориентированные отрасли — металлургия, машиностроение, химическая промышленность и пищевая», — констатирует руководитель проектов АК Kreston GCG Александр Куксин.

В битве за металл

Уже сейчас объем поставок металлопродукции в ТС на 30% меньше, чем в ЕС. И не исключено, что в обозримом будущем этот показатель еще больше увеличится в пользу Европы. 20 ноября минувшего года в ТС было начато антидемпинговое расследование в отношении импорта украинского длинномерного проката, крупнейшими производителями которого являются ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» и меткомбинаты группы «Метинвест». В ЕС уже действуют антидемпинговые пошлины на этот же вид продукции в размере 51,8%, чем и объясняются сравнительно небольшие объемы ее поставок на этот рынок. Но введение подобных ограничений в ТС существенно сократит поставки.

«Пока что Метинвест является крупнейшим экспортером металлопродукции в ТС. Так, в первом полугодии 2013-го объем его реализации на этом рынке составил почти $750 млн», — констатирует старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква. Однако наряду с этим группа является крупнейшим экспортером в ЕС железорудного сырья, и объемы поставок на этот рынок данного вида продукции несоизмеримо больше — примерно 17 млн т в год на сумму свыше $1,5 млрд.

«При обострении торговых отношений с Россией, несомненно, в наибольшей степени пострадали бы предприятия групп «Метинвест» и «Интерпайп», в наименьшей — предприятия групп с российскими связями или корнями, возможно, «Донецксталь» и наверняка корпорация «Индустриальный союз Донбасса»», — предполагает Александр Куксин. В то же время в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС положение украинских металлопроизводителей на этом рынке могло бы несколько улучшиться. Хотя пошлины на длинномерный прокат, действующие в качестве инструмента борьбы с демпингом, вероятно, и не были бы отменены. Однако отечественные металлурги были бы застрахованы от возбуждения новых антидемпинговых расследований в отношении их продукции.

Безысходная труба

Почти равнозначные партнеры

 

23_1

Прошлым летом — в июле — произошло резонансное событие, радикально изменившее положение на рынке ТС украинских производителей труб: было отменено беспошлинное квотирование поставок стальных труб из Украины. Размер же пошлин остался без изменений: на разные виды труб производства трубно-колесной компании (ТКК) «Интерпайп» — в пределах 18,9–19,9%, а для других отечественных производителей — 37,8%. Естественно, объемы поставок украинских труб на этот рынок резко сократились.

В ЕС также действуют антидемпинговые пошлины на ввоз трубной продукции из Украины: на бесшовные трубы — от 12,3% до 25,7%, на сварные — от 10,7% до 44,1%.

Обложенная пошлинами с обеих сторон ТКК «Интепрайп» в первом полугодии 2013 года произвела почти 515 тыс. т труб: 23% реализовала в ТС и всего 8% — в ЕС. Как отмечают эксперты, в случае окончательного отказа Украины от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС положение ТКК «Интерпайп» на рынке ТС могло бы улучшиться. Но, учитывая, что Россия давно и успешно проводит в жизнь политику импортозамещения, Интерпайп в любом случае не мог бы рассчитывать на стабильное положение и долгосрочные перспективы. «По большому счету, ТС был создан прежде всего в угоду интересам России и в гораздо меньшей степени — других его членов», — подчеркивает Александр Куксин. «Отказ от ассоциации с ЕС увеличивает шансы Интерпайпа либо на возобновление действия квоты на поставки труб в ТС, либо на сокращение размеров пошлин, но мы оцениваем вероятность подобного сценария на уровне 75% и менее», — добавляет аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка.

В то же время рассчитывать на то, что подписание Соглашения привело бы к росту объемов поставок труб в ЕС, и вовсе не приходится. «Действующие сейчас пошлины установлены на довольно низком уровне и являются защитной мерой, а потому — в любом случае ни пересмотрены, ни отменены не будут», — подчеркивает аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк.

В едином российском порыве

2 декабря прошлого года на крупнейших машиностроительных предприятиях Украины состоялись многочисленные собрания в поддержку решения власти об отсрочке подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Как сообщила пресс-служба Министерства промышленной политики Украины, эти компании, ориентированные преимущественно на рынки стран СНГ, пока не готовы в довольно сжатые сроки перейти на работу по евростандартам и нуждаются не только в некоторой временно'й форе, но и в значительном финансировании.

«Действительно, в 2012 году 69% продукции, произведенной в отечественном машиностроении, было экспортировано в страны СНГ. В январе–августе 2013 года этот показатель почти не изменился и сейчас составляет 66%, из которых 39% — доля котлов, машин и ядерных реакторов, 37% — железнодорожной техники и 18% — электрического оборудования», — рассказывает старший аналитик ИГ «АРТ-Капитал» Алексей Андрейченко.

Речь идет в первую очередь о таких вагоностроительных предприятиях, как «Азовмаш», Крюковский и Стахановский вагоностроительные заводы, «Днепровагонмаш», которые поставляют в Россию 80–90% собственной продукции, а также о таких крупных компаниях энергетического машиностроения, как «Запорожтрансформатор» (80% экспорта в СНГ) и Сумское НПО им. Фрунзе (82%). В сотрудничестве с бывшими республиками СССР заинтересованы и крупнейшие автомобилестроительные компании — ЗАЗ и «Богдан Моторс», которые до введения утилизационного сбора поставляли в Россию 40–50% своей продукции, но после этого вынуждены были сократить объемы экспорта в этот регион в 4,5 раза. Почти 60% продукции реализует на российском рынке «Мотор Сич» и многие другие компании.

На рынке же ЕС наши машиностроители реализовывают не более 20% своей продукции (58% этого объема приходится на продукцию электрического машиностроения). Неудивительно, что именно машиностроители активнее всех выступали за разворот в сторону ТС.

Формула для химпрома

Ближе к Европе


24_1

Одним из ключевых аспектов украинской экономической дилеммы «ЕС или ТС» является зависимость от российского природного газа. Кроме государства в лице Нафтогаза, импортерами голубого топлива в Украине являются три частные компании — Ostchem Holding, ДТЭК и ВЕТЭК. «ДТЭК импортирует газ с середины июля прошлого года из Европы в сравнительно небольшом объеме — по итогам года он составил почти 0,7 млрд куб. м. А вот Ostchem начал самостоятельные закупки газа в России в 2011 году, импортировав 4,8 млрд куб. м, в 2012-м — 6,8 млрд куб. м, а в 2013 году этот показатель, скорее всего, достиг 13 млрд куб. м», — уточняет старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква. Цену, по которой частные импортеры закупают газ, эксперты назвать затрудняются. Известно лишь, что партия газа в размере 5 млрд куб. м, приобретенная компанией Ostchem за счет кредита Газпромбанка в ноябре прошлого года, то есть примерно за месяц до достижения последних украинско-российских газовых договоренностей, обошлась ей в $268,5 за тысячу кубов.

Примерно в это же время председатель совета директоров Group DF Дмитрий Фирташ заявил о том, что для него не имеет значения, в каком направлении будет двигаться Украина — в ЕС или ТС. «Для меня, как для бизнесмена, самое важное — не потерять ни те возможности, которые может дать ЕС, ни те, которые может дать ТС. Мы с марта 2013 года ведем с представителями ЕС работу по поводу стандартов, а наряду с этим у нас создана рабочая группа, которая ведет диалог с ТС», — пояснил бизнесмен.

«Действительно, география сбыта компании Ostchem весьма разнообразна, а его структура полностью диверсифицирована. Что же касается вопроса обеспечения его предприятий сырьем, то, как показывает практика, он всегда имел положительное решение вне зависимости от внутриполитической ситуации или внешнеполитического вектора страны», — отмечает Александр Куксин.

В чьих интересах?

Как кажется на первый взгляд, крупному украинскому бизнесу было бы выгоднее более плотное и стабильное сотрудничество с Россией, особенно — в краткосрочной перспективе. «Разумеется, сейчас ТС — приоритетный рынок для продукции с более высокой добавочной стоимостью, а значит, и для таких бизнесменов, как Ринат Ахметов (горно-металлургический комплекс) и Виктор Пинчук (трубы, колеса, прокат). Более того, он принципиально важен для машиностроителей, таких как Вадим Новинский, Вячеслав Богуслаев (Мотор Сич), Георгий Скударь (НКМЗ), Валентин Ландык (Норд) и другие», — констатирует Андрей Попов.

В то же время при более внимательном рассмотрении оказывается, что этот рынок несет в себе большие риски сокращения поставок или уже давно сужается для группы «Метинвест», вагоностроителей и ТКК «Интерпайп». Рынок ЕС, по крайней мере сейчас, не может стать для них полноценной альтернативой, но им все равно приходится решать проблему переориентации экспорта на другие рынки и его диверсификации. «Вследствие этого, а также потому, что Украина все более превращается в банановую республику, крупному украинскому бизнесу и в самом деле не так уж важно, каким будет внешнеполитический вектор Украины. И хотя такие товары, как железорудное сырье, электроэнергия и аграрное сырье всегда и везде будут пользоваться спросом, при условии создания ЗСТ с Евросоюзом условия для их экспорта будут более благоприятными», — отмечает Андрей Попов. То есть крупнейшим поставщикам этих видов продукции — компаниям «Метинвест» и ДТЭК, входящим в состав группы «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ), а также производителям зерна и семян подсолнечника — ассоциация с ЕС весьма выгодна.

В конечном счете, как полагают эксперты, именно отсутствие перспектив на рынке ТС в долгосрочной перспективе будет подталкивать украинский бизнес все ближе и ближе к Евросоюзу. И это может стать для экономики Украины таким же мощным стимулом к структурным трансформациям и модернизации, каким могла бы быть сохранявшаяся до последнего времени высокая цена на российский газ.

 

 

Додати коментар


Захисний код
Оновити

 

Your are currently browsing this site with Internet Explorer 6 (IE6).

Your current web browser must be updated to version 7 of Internet Explorer (IE7) to take advantage of all of template's capabilities.

Why should I upgrade to Internet Explorer 7? Microsoft has redesigned Internet Explorer from the ground up, with better security, new capabilities, and a whole new interface. Many changes resulted from the feedback of millions of users who tested prerelease versions of the new browser. The most compelling reason to upgrade is the improved security. The Internet of today is not the Internet of five years ago. There are dangers that simply didn't exist back in 2001, when Internet Explorer 6 was released to the world. Internet Explorer 7 makes surfing the web fundamentally safer by offering greater protection against viruses, spyware, and other online risks.

Get free downloads for Internet Explorer 7, including recommended updates as they become available. To download Internet Explorer 7 in the language of your choice, please visit the Internet Explorer 7 worldwide page.